ГКРКР

Главная

Гималайский Клуб Рафтеров и Каякеров России

Константин Васин. Российско-американская экспедиция на Алтай (август 2005г.).

Из темноты раздался незнакомый голос:
- Привет, Доктор, можешь жить вместе со мной.
- Привет, а ты кто?
- Я Витя.
Только через пару секунд я понял, что Витя это Виктор Чуприков, который организовывал встречу всех участников нашей экспедиции. Я совершенно не ожидал встретить его на берегу Катуни, на середине Чуйского тракта.
- Как дела? Какие новости?
- Саня Селиверстов с Машкой в Акташе, а Порсев на свадьбе.
- А кто встречает американцев?
- Да хрен его знает! Меня одного тут бросили разбираться со всем этим!
Это были первые слова, которые встретили меня в Манжероке. Я приехал туда, чтобы отдохнуть пару дней после своей поездки на Шавлу и подождать остальных участников нашей российско-американской экспедиции по Алтаю.
Участники:
1. Александр Селиверстов - руководитель экспедиции. Вдохновил и осуществил проект совместной российско-американской экспедиции по сложнейшим рекам Алтая. Возраст 37 лет. Стаж водных походов 25 лет. Стаж занятий каякингом 4.5 года. Чемпион и обладатель Кубка России по родео 2004. Призер Baon Adrenaline race 2004.
2. Виктор Чуприков (Чу) завхоз, переводчик. Возраст 23 года. Стаж каякинга 4.5 года. Участник Baon Extreme race 2005
3. Мария Давыдова. Студентка. Возраст 19 лет. Стаж каякинга 2 года. Призер Baon Extreme Race 2005
4. Михаил Макушин (Зеленый). Возраст 30 лет. Стаж каякинга 4 года.
5. Артем Козлов. Возраст 29 лет. Стаж каякинга 12 лет. Водитель родео-буса. Человек золотые руки. Может починить самую развороченную лодку.
6. Джон Грейс (John Grace). Официальный видеооператор экспедиции. Возраст 28 лет. Стаж каякинга 17 лет. Призер Baon extreme race 2005 в двух номинациях.
7. Фред Кориелл (Freddy Coriell). Возраст 25 лет. Стаж каякинга 14 лет. Призер Baon Extreme race 2005.
8. Джулс Кембелл (Jules Campbell). Фанат йоги и ботаники. Возраст 25 лет. Стаж каякинга 15 лет.
9. Порсев Василий. Возраст 29 лет. Стаж каякинга 11 лет. Лучший из российских участников в номинации Extreme на Baon Extreme race 2005. Призер Мажой-ралли 2005.
10. Константин Васин (Доктор). Возраст 32 года. Стаж каякинга 14 лет. Участник финала каяк-кросса на Baon extreme race 2005.
11. Антон Огорельцев. Возраст 23 года. Стаж каякинга 12 лет. Участник Baon extreme race 2005. Победитель Мажой ралли 2005.
12. Олег Головкин. Возраст 34 года. Стаж каякинга 21 год. Участник Baon Extreme race 2005.

Первоначально наша команда должна была составлять пятнадцать участников. Из них шесть американцев. Трое из них Джон Грейс, Фред Кориел и Джулс Кемпбелл уже находились в России и участвовали в поездках на Кавказ и в Саяны. Остальные трое, в том числе и братья Керн, должны были прилететь в Россию специально для участия в Алтайском проекте.
Проведя несколько дней за различными рутинными делами, мы узнали, что часть американцев не прилетела в положенное время. Мы подумали, что ошиблись в расчетах и должны их ждать на следующий день. На следующий день они тоже не прилетели. Тогда выяснилось, что у ребят не взяли на рейс их лодки. Они пытались решить вопрос в другом аэропорту и специально переехали из Вашингтона в Нью-Йорк, но и это не помогло. Там тоже перевозчик отказался принять их лодки. Угадайте название перевозчика Правильно! Это компания «Аэрофлот - российские авиалинии». Таким образом, нас осталось двенадцать человек.
Местом общего сбора стал лагерь на берегу Катуни рядом с Капитанской бочкой - место встречи всех алтайских каякеров. Сейчас это оборудованное место. Здесь построены модные современные сортиры и ходят люди, которые убирают территорию. За это они берут деньги, но спортсмены, понятно, денег не платят.
Пока ребята готовились к поездке, переупаковывали вещи, отдыхали и ждали нашу машину, мы с Олегом Головкиным решили съездить в Акташ к Сане Селиверстову и прокатиться по Мажойскому каскаду. Сказано сделано. Рано утром мы уже сидели в машине, которая везла наших друзей Ваньку Рыбникова, Саню Молчанова, Сэма, Андрюху Личканова и Юрика Шишкина на Карагемскую поляну. Они выгрузили нас в Акташе и поехали дальше по маршруту, который мы должны были повторить через пару дней.

Мажой
Саню с Машкой мы, как и предполагали, нашли в гостинице на 787 километре Чуйского тракта. Гостиница хоть и не предполагает особенного комфорта, но зато достаточно дешевая и очень удобно расположена на пересечении почти всех забросок Алтая. В крайнем случае можно остановиться и на поляне рядом с гостиницей и пользоваться всеми ее удобствами: кухней, баней, питьевой водой.
На следующее утро мы были на поляне, с которой начинается сплав по Мажою. Уровень воды в реке был сантиметров на 40-50 выше, чем у нас в прошлом году. Мы понимали, что воды много, но пока не понимали насколько. Уже первые шиверки заставили понапрягаться. За огромными валами линия движения была не очевидна, а бочки скрыты. Мы с Олегом относили наши неуверенные движения на долгий перерыв в сплаве и на прикатку новых лодок. Я впервые сплавлялся на Dagger Nomat, а Олег на Liquidlogic Jefa. У меня были ощущения, что у лодки немного кусает нос, а у Олега, что кусает корму. Машка ехала довольно уверенно. И, судя по всему, без особенных залетов. Если бы залеты были особенные, то она, скорее всего, плыла бы уже без лодки. А плавание по-собачьи по Мажою в такую воду равносильно самоубийству. Мы остановились в улове, чтобы отдохнуть. У Машки было багровое лицо.
- Как дела?
- Ничего, только очень устала.
В следующем улове Маша вылезла на берег, вскарабкалась на дорогу и пошла домой пешком. Это было правильное решение. Обессиленным нельзя плавать по такой воде. Нужно всегда иметь запас сил для резкого рывка, для борьбы с неожиданной бочкой, для маневра. А мы поплыли дальше. Никаких особенных приключений до Президиума не случалось. Мы пошли смотреть на Президиум. С высоты он смотрелся проще, чем мы его видели в прошлом году. Была видна прямая линия движения, почти без маневра. На ней стоял только большой гриб воды, да на выходе обливной зуб. Но гриб это не бочка, не заколбасит, а зуб можно и объехать. Правда, не хотелось попадать ни слишком вправо, ни слишком влево от зуба, т.к. с одной стороны был большой обливник с котлом, а с другой в воде висела елка, но на то мы и профессионалы, чтобы выдерживать линию движения. Мы посмотрели на гриб и подумали, что справа от него ехать тоже не надо. Я сказал, что если с гриба сбросит вправо, то заколбасит в бочке, потом из нее выкинет в следующую бочку еще правей, а дальше сбросит в карман правого берега. Ребята сказали, что так точно не случится.
- А там что-нибудь есть? - спросил Саня, - на выходе за поворотом?
- Да нет, откуда там чему взяться? - ответил опытный Олег.
- Ну тогда пошли.
- Пошли, - согласились мы.
Решили идти со страховкой типа «Мы тебя помним», т.к. ничего другого поставить было невозможно. Договорились собраться в последнем улове перед порогом и дальше стартовать по одному с дистанцией. Когда я зашел в это улово, стало понятно, что реальные размеры препятствий немного отличаются от того, что мы предположили сверху. Первый заходной вал, на который мы даже не обратили внимания, был размером с лодку. Что же дальше твориться? Но делать было уже нечего. Только вперед. Наше улово было ограничено отвесными скалами. Саня поехал первым. Он сделал несколько гребков и исчез за гребнем заходного вала. Я мысленно сделал запас по времени, чтобы не встретиться в одной бочке, и поехал вторым. Я точно выдержал линию на заходе и попал именно в то место гриба, куда и предполагал. Удар был как в бетон. Меня мгновенно сбросило влево от гриба. Там я не удержал равновесие и медленно перевернулся в текущее улово за бочкой. Весло несколько раз сильно дернуло, пришлось напрячь все силы, чтобы его не потерять. Встал, начал разгон на следующую ступень. Тут понял, что пока ложился да вставал, меня отнесло слишком вправо, и сейчас я не попадаю между зубом и котлом, а меня несет прямо на котел. Что есть сил заработал еще правее. Там хоть и была плюха, но с берега было видно, что она не заварная. Ударился в нее. Лодка полностью ушла под воду. Секунды три лодку несло под водой. Была одна мысль: Только не потерять весло! Потом меня перевернуло и выбросило на поверхность. Встал. Руки дрожали и отказывались служить, а буквально через пять метров был виден свал с правого берега, за которым варился совершенно чудовищных размеров котел. Удалось собраться и сделать несколько гребков на центр. Но поскольку сил уже не было, разогнаться и сильно толкнуться не получилось. Лодку развернуло и начало подсаживать на серфинг на здоровенном валу, который дальше приводил в бочку. Сил бороться не было. Я просто налег всем весом на весло, и лодку медленно вытащило с верхушки вала и меня закинуло в улово. Казалось бы, что можно и расслабиться, но это оказалось классическое улово-убийца, которое находится ниже уровня струи и представляет собой сплошную кипящую поганку. К счастью, я оказался в самой дальней части улова и вовремя заметил опасность. Разогнался и прошиб еще низкую в этой части улова сбойку. Там, где мы предполагали спокойную воду, струя, сжатая в каньоне, перемешивалась и металась от одного берега к другому. Подъехав к повороту, я внезапно увидел огромную бочку через всю реку и тут же забился в улово. Оно было довольно дружественным и даже имело полоску берега. Я вылез на берег с намерением осмотреться и, может быть, закончить сплав прямо здесь. Благо, вроде был виден выход, в который можно было пролезть, а затем поднять лодки на веревке. Я осмотрелся. Сани нет. Олега тоже нет. Подождал немного. Олега все еще нет. Естественно, начали закрадываться подозрения, что что-то случилось. Но сил что-то предпринять не было. Я сидел на камне и унимал дрожь в руках. Вдруг далеко выше по реке увидел Олега, стоящего в улове. Вытащил морковку из лодки и встал на берегу. Олег зашел в улово и сидел некоторое время в лодке, тяжело дыша. Я помог ему вылезти из лодки и он сказал, что, видимо, он закончил сплав на сегодня, что он устал и полезет в гору с лодкой. Мы еще немного посидели и пошли посмотреть на бочку. Слева у нее был не очень высокий усик. Мы посидели еще некоторое время и решили, что мы, скорее всего, это сможем проехать. Сели в лодки и стартовали. Олег сказал, что главное теперь, не продолбать траверс. А траверс действительно был очень жесткий. Но мы удачно его сделали и через несколько секунд уже увидели на берегу лодку Сани. Его самого не было. Вылезли на берег с мыслью закончить сплав на сегодня. Подошел Саня. Оказывается, он проехал бочку сходу и смотрел на нас со скалы. Он подошел и сказал: «Есть офигенное предложение». Мы ответили: «Согласны», взяли лодки и потащили их наверх. Прохождение Президиума было, по общему мнению, одним из самых экстремальных прохождений для каждого.

 

Карагем - Аргут
На следующий день мы встретили основную группу на полноприводном «Камазе» и поехали на Карагем. Дорога была очень красивая, но очень долгая и тряская. Пешка, хотя и не очень длинная, но тяжелая. Плюс довольно большая высота. В итоге вечером я заболел, лежал и не мог ничего делать. На следующее утро встал рано. Было очень холодно. Шел небольшой снежок.
Сплав по Карагему ничем особенным не запомнился. Был постоянный нонстоп, обжигающе холодная вода и ледяной ветер. На следующий день выглянуло солнце, ветер стих и стало жарко. Аргут встретил зноем и теплым пляжем на перекусе.
На Аргуте было много маневра и очень интересные пороги. В «Трубе Сапожникова» мы остановились пару раз, чтобы посмотреть, что дальше. Она очень интересная и многие вещи можно ехать по центру.
В пороге «Водопад» было несколько линий движения справа, слева и по центру. Левая линия, простая в начале, приводила к сложному маневру на выходе. Справа нужно было прыгнуть через камешек и проехать две косые бочки, а дальше почти гладко. А в центре были две большие бочки, а дальше несколько бочек поменьше. В итоге центральный проход не избрал никто. Только Олег Головкин, пройдя справа основную ступень, вышел на центр и проехал выходную часть по основной струе.
Главный прикол придумал Зеленый. Все проехали порог и ждали, что Зеленый обнесет лодку и присоединится к нам. Народ даже начал потихоньку, катаясь на валах, сплавляться вниз. Зеленый тем временем сел в лодку, проплыл немного и отстрелился. Дальше он большую часть порога проплыл по-собачьи. Когда ему помогли вылезти на берег, он без движения лежал полчаса и только потом смог идти за своей лодкой.
Оставшуюся часть Аргута ехали в серфовой манере, катались в бочках, серфили на валах. Очень понравился порог «Раздельный» - две огромные бочки и маленький проход впритирку к скале правого берега. Хотя Фред ехал через одну из бочек.

Язула
Переезд с Аргута на Чулышман был долгим. На кордоне лесника мы были уже совсем ночью. В процессе штурма подъема «Камаз» зацепил дерево и снес часть лодок. Пришлось дерево пилить, а лодки снимать.
Как же здорово не ставить тент, не мерзнуть, не бродить по округе с фонариком, а спокойно расположиться в светлом и теплом помещении! На радостях мы выпили пива и договорились на завтра сделать баню.
Утро было замечательным. Было тепло, светило солнце, а вид вокруг кордона был как на Рериховских картинах - горы и облака. Мы собрались и пошли на реку. Вышли не рано. На реке были около двенадцати. Река была очень чистая и прозрачная. Первый раз я видел на Алтае такую воду.
Первые приключения начались на «Чертовом мосту». Сначала Тема Козлов заколбасился в бочке на заходе к основному сливу, перевернулся, долго корябался вдоль скалы, потом все-таки стабилизировался и хорошо проехал основной слив. Затем Виктор не разогнался перед сливом, ухнул туда, перевернулся, заколбасился в бочке под сливом и вылез. Его быстро спасли. Затем Джулс не сделал буф, попал в прижим под скалу, но вовремя среагировал и проехал его на низкой опоре, засунув голову под скалу. А напоследок я не рассчитал с буфом, упал вниз носом, вылетел как зеленая торпеда из воды и прилетел в тот же карман, что и Джулс. Меня прижало к стенке, перевернуло. Я немного побарахтался и вылез из лодки. Как оказалось, уже за скалой на ровной воде.
Следующим сложным порогом были «Оборотни». Он заканчивается разделительным камнем, струя с которого падает вправо под скалу и влево. Ехать надо было вправо, т.к. слева был очень неприятный сифон. Здесь уже зажигала Машка. Она перевернулась на заходе и ударилась головой. Дальше она не рассчитала траекторию движения и залетела в улово прямо перед разделительным камнем. Там она и зажила. Ее разворачивало, клало. Она вставала, тыкала нос в струю, но выйти из улова не могла. В конце концов ее прижало к скале и начало бить об нее. Она еще несколько раз встала, и, наконец, ее в перевернутом состоянии вынесло на струю и протащило вдоль скалы. Все были уверены, что она отстрелится, но она встала внизу порога и была встречена воплями восхищения. К сожалению, она сильно ударилась головой и была вынуждена закончить сплав на этот и на следующий день. Мы доехали до водопада «Три Вовы», проехали его и закончили на этот день. Сплав занял у нас в первый день три часа. Доехать до конца заняло бы еще полтора-два часа, но мы решили не торопить события, да и идти назад было бы очень долго.
На следующий день опять ездили «Три Вовы». Все прыгнули отлично. Только Олег, ехавший последним, не сделал буф, перевернулся и заварился под водопадом. Потом последовал отстрел, но мы быстро поймали Олега и лодку.
Порог «Затычка» был пройден всеми по одинаковому сценарию: заход, попытка перепрыгнуть первую бочку слева, мгновенное перемещение бочкой вправо, выход оттуда либо на киле, либо перевернутым, затем разгон влево и нормальное завершение порога. Только Олег опять решил отойти от привычного сценария. Он также не смог перепрыгнуть первую бочку, но и встал после нее слишком медленно и упал в котел. Его несколько раз развернуло там и вынесло, прижав к скале правого берега.
Второй день закончился прохождением американцами порога «Винт». Джон проехал его по канализации, а Фред прямо по основной струе через винт.
Дальше наша группа разделилась. Часть народу поехала вниз по Чулышману с тем, чтобы проехать порог «Каша», водопады Куркуре и Чульчу, а остальные поехали на Башкаус. От Башкауса у ребят остались самые хорошие впечатления. Очень интересный, динамичный сплав. А мы проехали нижнюю часть Чулышмана и остановились в видимости перевала Катуярык на реке Куркуре. Она течет в очень глубоком и труднодоступном ущелье. Река типично пуллдропового типа. После высоких сливов и крутых горок стоячая вода. Нашей целью был десятиметровый водопад. Подход к нему был через три слива высотой метра по три-четыре, разделенных бассейнами спокойной воды. Подготовка, просмотр, установка камер и страховки заняли довольно много времени. Красивее всех проехал Фред. Он не убирал весло и очень хорошо контролировал вход лодки в воду. Вася с Антохой проехали участок по два раза. К вечеру мы, покушав обычной еды и попив пива, уже были на Чульче. А утром следующего дня начался подвиг. Американцы, Олег, Вася и Антоха затащили лодки прямо к Чульчинскому водопаду. Это заняло около 5 часов и отняло кучу здоровья. На следующий день ребята оценили сложность верхних порогов и решили обнести около двух километров. Сплав по Чульче был очень интересный. Мне удалось посплавляться около получаса от места, где я оставил лодку, до финиша. Я проехал два очень интересных порога. Все остальные тоже были довольны сплавом. Мы собрали вещи и поехали на встречу с нашей машиной и ребятами с Башкауса. На следующий день у нас был запланирована последняя река в нашей экспедиции, Мажойский каскад на Чуе.

Мажой снова
Переезд был очень тяжелым. Нас ехало восемнадцать человек. На Чую приехали поздно ночью. Сразу легли спать. Я проснулся ночью и не мог больше заснуть. Было страшно холодно. Пришлось встать и развести костер. Сидел и грелся, пока не взошло солнце. Потом уснул. Когда проснулся, вокруг уже все суетились и готовились к сплаву.
В этот день по Мажою сплавлялось восемнадцать каякеров. До «Президиума» все ехали вместе. На «Президиуме» произошло естественное разделение. Американцы и мы с Селиверстовым быстро наметили путь и уехали. Остальные остались смотреть, как мы поедем. «Президиум» прошел на удивление легко. Никаких жвачек и поганок, простая линия движения. Дальше ехали тоже довольно быстро. Посмотрели - поехали. Страховку ставили только в особо сложных случаях на «Русских горках» и «Недотроге». Мажой был совершенно ручным. Ничего в нем не напоминало о ярости воды двухнедельной давности.
Мы довольно долго дожидались нашей машины и остальных участников сплава. Когда они подъехали, выяснилось, что у них были проблемы. Андрюха Личканов вылез из лодки, Артема заколбасило в бочке в «Недотроге» и он тоже пошел по берегу. Все вернулись целыми и невредимыми. Весь Мажой был пройден.
Наша экспедиция закончилась. Американцы улетели домой, в какую-то другую экспедицию, а мы теперь собираемся с ответным визитом в Калифорнию.


Rambler Top100                     © www.web-online.ru 2004 г.                     LiveInternet